Қапсырма – застежка для камзола.
Ювелирное искусство казахов носило профессиональный характер, это было обусловлено спецификой производства. Ювелиров, работающих с золотом и серебром, называли «зергерами» от слова «зер» - золото. Зергеры работали в одиночку, часто передавали свое мастерство по наследству. Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения, пользовавшиеся большим спросом среди всех сословий общества. Излюбленным металлом мастеров было серебро.
Существовала цена за покупное серебро. Единица веса серебра (мысқал) равнялась 4 граммам и стоила 20 тиын. Серебро продавалось кусками и определялось следующим образом: кусок серебра размером с копытце жеребенка (бір тай тұяқ) равнялся 80 мысқалам; кусок серебра размером с копытце барана (бір қой тұяқ) – 45 мысқалам; кусок серебра размером с глаз коровы (бір сиыр көз) – 30 мысқалам. Серебро стоило дорого, но изделия из них встречались часто. Иногда их опыляли золотом. Материалом часто служило русское, китайское и польское серебро в виде монет. Из них изготавливали различные подвески или же переплавляли в бруски для дальнейшей ювелирной обработки. Старожилы свидетельствуют о том, что в старину мастерам платили за работу чаще всего скотом: годовалого жеребенка – за конскую сбрую, от одного до восьми овец за наборный пояс, сорок овец – за полный комплект женских украшений, за один браслет обычно отдавали одну овцу.
Казахские ювелиры всегда умело подчеркивали красоту металла. Украшения подразделялись на съемные и те, что можно было пришить к одежде. К последним относятся "қапсырма" - застежки, "түйме" - пуговицы различных форм, "таңа" - узорные пряжки. Камзолы, узорные безрукавки, пояса можно было закрепить яркой застежкой. Они соединяли борта одежды обычно в талии, но иногда для декора нашивали параллельно по вертикали несколько застежек. Сейчас это украшение редко используется в повседневной одежде. Қапсырма чаще всего надевают к свадебным нарядам в казахском стиле, сохраняя единую композицию с браслетом, кольцами и подвеской.
В коллекции Денисовского историко – краеведческого музея насчитывается 12 видов «қапсырма» - застежек, 5 видов түйме" – пуговиц (всего 17 единиц хранения). Среди них есть и уникальное украшение «қапсырма», отличающееся своей монументальностью и почти скульптурной выразительностью. Украшение было куплено у Досатовой Кульшат Джамбуловны, проживающей в Костанае. Украшение принадлежало бабушке сдатчицы Кажировой Улжан, уроженке Камыстинского района Костанайской области с. Жаильма и было передано по наследству. К сожалению, мастер - «зергер» неизвестен.
Застежка состоит из двух основных частей полукруглой формы. Лицевая поверхность декорирована узорами в виде колечек и завитков. Практически все ювелирные украшения декорировались узорами. Орнамент бордюров чаще составляется из роговидных завитков, несущих, по всей вероятности, идеи ограждения семьи, рода от внешних сил зла и одновременно обеспечения богатством и счастьем. Популярными узорами ювелирных изделий были также спирали, вертуны, крестовины, цветочные розетки, представляющие образ солнца, а также узоры “ай”, “айшык” в виде луны. В центре лицевой части в глухом высоком касте камень сердолик коричневого цвета круглой формы. Камни в казахских украшениях именуются словом “тас” - камень, или “ көз” - глаз. Подобное сравнение не случайно, вставные камни осмысливались, как всевидящее, стерегущее око, наделялись чудодейственной силой. У всех восточных народов камни наделялись удивительными свойствами. Так, например, считали, что сердолик считался камнем благоденствия и радости. Этот камень широко использовался не только для украшений, но и как оберег от сглаза. Поверхность вставок декорирована восемью треугольниками зерни. Края застежки, боковая лента оправы оформлены рядами витой скани, узоры «жгут», «елочка». С внутренней стороны напаяны четыре петли. Детали между собой соединяются петельно крючковым способом.
Ювелирное искусство казахского народа уходит корнями в глубь веков, продолжая великолепные традиции древних мастеров. Оно является одной из важных составляющих культуры этноса. Выразительные, отличающиеся гармонией форм и декора, казахские ювелирные украшения представляют собой яркую страницу народного творчества, входят в сокровищницу национальной культуры.
Г. Мантаева, методист Денисовского историко-краеведческого музея.