КГУ "Денисовский историко-краеведческий музей"

Наши контакты:

8 (71434) - 2 - 11 - 93

«Высшее искусство – это срез времени, замороженные на века», - говорили мудрецы. И мы убеждаемся в этом, когда рассматриваем в числе музейных экспонатов поистине бесценные творения великих мастеров ювелирного искусства. Это искусство живет и сегодня. Свидетельством тому являются украшения современных зергеров, невольно притягивающие взоры к витринам сувенирных отделов в торговых центрах.
Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. Именно в нем  наиболее полно и ярко отражаются  идеалы народа, его вкусы, уровень его художественных и материальных ценностей.  Ведь в отличие от произведений других

художественных промыслов — резьбы по кости и дереву, производства кожаных и гончарных изделий — большинство из которых не сохранилось от прошедших времен, «вечные материалы» ювелирного искусства: бронза, серебро, золото оказались способными противостоять разрушительному действию времени и дают возможность проследить почти непрерывную линию развития народного искусства с древнейших времен до наших дней.
У казахского народа украшения были обязательной принадлежностью женского национального костюма. И независимо от возраста женщины, ее социального положения, на ней всегда были какие–либо украшения, будь то повседневное обычное колечко, амулет или массивная вещь для торжества. Разнообразные по форме, материалу и назначению, они органически сочетались с элементами костюма и составляли единый стилевой ансамбль.
Ювелирные украшения изготовлялись народными мастерами  - зергерами. Работали они, как правило, в одиночку и мастерство свое передавали близким родственникам по наследству. Зергеры имели  определенный набор инструментов, а в качестве материала использовали преимущественно серебро, так как серебро являлось излюбленным материалом казахских мастеров.  И причина здесь не только в природной красоте этого металла. В представлении казахского народа этот металл обладал очистительным, оберегающим, и магическим свойством. По некоторым источникам, блеск серебра и его цвет ассоциировались  у протоказахов, как и многих народов мира, с лунным светом. В их понимании «бледная планета»  и серебро были тесно связаны между собой; металл они рассматривали как  частицу ночного светила и наделяли его различными магическими свойствами, поэтому одна из важнейших особенностей ювелирных украшений казахов состоит в том, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магическую, большей частью защитную, функцию.
В экспозиции Денисовского историко – краеведческого музея находится один из таких уникальных экспонатов казахского национального искусства - украшение – подвеска «Укі аяқ» («Когти филина»).
Укі аяқ – подвеска – оберег, прикрепляющееся на головной убор. Конструктивной основой украшения являются когти филина, вправленные в серебро и смоделированные развилкой, украшением служат шесть подвесок  на удлиненных цепочках.     
Украшение «Үкі аяқ» принадлежала Ниязовой Улмекен, которая проживала в конце ХІХ века в Кобдинском районе Актюбинской области. Владелица носила подвеску, как украшение к лисьей шубе «ишик». Подвеска была семейной реликвией и передавалась из поколения в поколение. Ее муж Курман Куженұлы был аульным молдой и держал мечеть в ауле Кобда. В 1928 году семья была раскулачена и отправлена в северную часть Казахстана, точнее  в Джетыгаринскую волость Кустанайской губернии.
В 2009 году подвеска «Укі аяқ» закуплена у Аманжоловой Назем Султановны (65 лет), внучки Ниязовой Улмекен (в семье третьего поколения).   «Үкі аяқ» -  оригинальная по конструкции подвеска-оберег, является самым ценным и достойным экспонатом, украшая коллекцию ювелирных изделий казахского народа в нашем музее.   
Г. Мантаева, гл. хранительфонда Денисовского историко-краеведческого музея.

Мы в социальных сетях