В конце двадцатых годов обстановка была следующей. Наша страна выполняла программу строительства социализма, основными вехами которой были индустриализация, коллективизация и культурная революция. Этой цели было подчинено все. Вся страна работала на «светлое будущее». Поскольку наш регион являлся сельскохозяйственным, главное требование – дать хлеб, и как можно больше. Но единоличники не спешили отдавать свой хлеб государству, поэтому и была введена продразверстка (в первые годы советской власти), которая забрала весь хлеб, включая семенные фонды.
Как известно, в годы НЭПа (Новая экономическая политика, 1921-1928 гг.), продразверстка была заменена продналогом, что несколько облегчило положение крестьян. Но облегчение было недолгим. Начиная с 1927 года стали создаваться колхозы. Для создания таких объединений, у которых гораздо легче взять хлеб, чем у единоличников, государство направляло рабочих с промышленных предприятий России. Количество таких рабочих достигло двадцати пяти тысяч, поэтому их стали называть «двадцатипятитысячниками». К примеру, двадцатипятитысячники приняли участие в создании колхоза имени В.И.Ленина в п. Гришенка. По воспоминаниям Залесского И.Г., первым председателем (первые несколько месяцев существования колхоза) был Яловенко, донбасский шахтер, а потом – Золощук.
В п. Денисовка колхоз организовался в 1929 году (по другим данным – в 1930 году), назывался он «Колхоз имени 13-летия ОГПУ». Создание колхоза не обошлось ни без раскулачивания, ни без насильственного обобществления крестьянских хозяйств. Одной из форм протеста крестьян против такого положения дел был убой скота для того, чтобы не отдавать в колхоз. И на этом этапе в работу по организации колхозов включились сельские Советы. Как пишет в своих воспоминаниях Захарчук К.П., один из старейших жителей нашего села: «Работа сельского Совета в период коллективизации была самая трудная и самая ответственная. Крестьянам необходимо было разъяснять о значении коллективизации. Денисовка была разбита на участки, собрания проводились по участкам ежедневно. Зажиточному населению доводилось твердое задание сдачи хлеба государству и нужно было контролировать его выполнение ...».
В 1932 г. в нашем районе уже было создано 4 мясо-молочных совхоза: Аятский, Аршалинский, Покровский, и Тобольский. В это же время был организован м\м совхоз «Краснооктябрьский» (п. Бестюба).
В 1932 году произошло слияние колхозов: семь колхозов (в поселках Спиридоновка, Антоновка, Денисовка, Ждановка, Шукубай, Леонидовка, Гришенка) были объединены на базе колхоза им. В.И.Ленина (п. Гришенка). Но объединение это просуществовало недолго, через год хозяйство это было разукрупнено.
Черныш П.М. делает вывод: «Из материалов архива видно, что в 1927 году в районе был один колхоз, хозяйств в нем – 6, едоков – 32, их посев – 24 гектара. К весне 1928 года было колхозов – 7, в них хозяйств - 41, едоков – 168 и посев - 193 гектара. На первое января 1930 года колхозов уже 29, в них хозяйств – 944, едоков – 4438 человек. Колхозы в весну 1930 года планировали посеять 14250 гектаров, т.е. 46 % к общей посевной площади».
Создание колхозов не было таким тихим и гладким, как в отчетах и докладах. Оно сопровождалось массовым раскулачиванием и ссылкой наиболее зажиточной части крестьянства. По общему мнению старожилов, в колхоз добровольно шли те, у кого ничего не было, и кто не любил работать. Еще до коллективизации крестьяне сами объединялись – пахали по 2-3 десятины земли (если не хватало орудий труда – брали в аренду), сеяли, косили сено, убирали хлеб вместе.
Кулацкие хозяйства были наиболее жизнеспособными, именно на них держалось сельскохозяйственное производство, и именно на них был направлен главный, разрушающий удар. «Кулаками» считали тех, кто имел одну-две коровы, 2-3 быка, лошадь, несколько овец, а то, что такие семьи зачастую насчитывали до двух десятков ртов, для которых одна корова – жизненная необходимость, этого не учитывал никто.
Сам процесс раскулачивания сопровождался жестокостью и кровью. По воспоминаниям Е.И. Дворовой, в п. Тавриченка раскулачили семью Бойко. Главу этой большой патриархальной семьи, старика восьмидесяти лет, забрали в «органы», сына его сослали в колонию, всех остальных, в том числе малолетних детей, вывезли на площадь села и бросили. Выход был один – нищенская сума. Беспредел творился по всем деревням: «кулацкий» скот и добро растаскивали по углам, добротные дома превращали в сараи, колхозные кузницы или просто валили, а потом на этом же самом месте рыли себе землянки. Во всех колхозах проходили «чистки» - собрания колхозников, на которых выявляли «кулаков», а дальше все шло по уже известному сценарию.
Начало 1930–х годов ознаменовалось засухой и неурожаем хлебов. Люди опять начали голодать, как и в двадцатые годы. Хотя, по мнению многих исследователей, голод тридцатых годов задел Казахстан несравненно меньше, нежели в двадцатые годы, которые явились очень жестоким испытанием для всей республики. Тем не менее, история почти повторилась, разве что в более локальных масштабах: люди резали последний скот, скитались в поисках куска хлеба, откочевывали на более плодородные земли, колхозники разбегались, забирали свой скот и сельхозинвентарь, их обратно загоняли в колхозы, тем самым усугубляя их и без того плачевное положение.
Местонахождение колхозов Денисовского района.
№ п/п Название колхоза Название населенного пункта
1 им. Литвинова п. Антоновка
2 им. Калинина п. Калиновка
3 им. Сталина п. Тавриченка
4 им. Коминтерна п. Окраинка
5 Животновод п. Константиновка
6 Красный Октябрь п. Красноармейка
7 им. Красина п. Кочержиновка
8 Красная Заря п. Архангельский
9 Заветы Ильича п. Яковлевка
10 Красное Знамя п. Спиридоновка
11 Красный Трудовик п. Симоновка
12 им. Молотова п. Молотовка
13 Искра п. Котюбок
14 им. Карла Либкнехта п. Бессарабка
15 им. Карла Маркса п. Шункуркуль
16 Интернационал п. Ливановка
17 1 мая п. Филипровка
18 им. Буденного п. Адаевка
19 им. Димитрова п. Сахаровка
20 им. Шевченко п. Богдановка
21 Коммунар п. Мечетний
22 им. Кирова п. Камышный
23 им. Кагановича п. Коломенка
24 им. Тельмана п. Ждановка
25 им. Ленина п. Гришенка
26 Заветы Ленина п. Георгиевка
27 им. Энгельса п. Чебендовка