«В результате распада Золотой Орды в степях Казахстана возникло три государства – Казахское ханство, Мангытский Йурт, Сибирское ханство. Территория Тарановского, Денисовского и Житикаринского районов находились в сфере влияния Мангытского Йурта или, как его называют в литературе, Ногайской орды».
«...В 60-х годах XVII века, после ухода основной массы калмыков в Волго-Уральское междуречье, степное Притоболье окончательно вошло в состав Казахского ханства, а жившие здесь казахские рода объединились с родственными родами Центрального и Южного Казахстана. Вместе с тем,
на всем протяжении средневековой истории территория Костанайской области была полиэтнической территорией, где наряду с казахами и их предками – кыпчаками обитали предки туркмен – огузы, башкиры, татары, калмыки, каракалпаки».
«В работе Г. Спасского «Киргиз-кайсаки Большой, Средней и Малой орды», опубликованной в «Сибирском Вестнике» в 1820 году, содержатся интересные сведения о размещении казахских родовых подразделений на территории современного Казахстана. В конце XVIII – начале XIX века, согласно сведений Спасского, на территории Денисовского, Тарановского и Житикаринского районов кочевали общины казахских родов аргын, жаппас и жагалбайлы. Он отмечал, что на территории Тарановского и Денисовского районов кочевали «Чакчакского рода Аргинцы в 5 отделениях до 6 тысяч семейств. Управляют Муса батырь, Менлибай батырь и Чарапас, а над ними султан Джума. Кочуют летом повыше Тобола при речке Аите, зимой в степи около речек Тургаев, Сары-Бутаки до соединения оной с рекою Улкмаяком (Олкаяк), по урочищу Сориной Купе (Сары-Копа), в камышах при устье Улкмаяка, при озерах, называемых Кизил-куль, Куржан, Тиба-куль, при озерах Биш-купе и в песках Тусун».
«Согласно сведений Спасского, на севере Денисовского района, в Житикаринском районе, в сопредельных землях современной Челябинской области кочевали «Байулы Яппаского рода в 6 отделениях до 7200 семейств. Управляют старшины титулярный советник Кубек Шукуралиев, Нурбай, Аксакал и Байсакал Тлякины, при них султан Сеитгали Нуралиев с 8 братьями. Семиродцев Табынского рода в одном отделении до 3 тысяч семейств. Управляет Аккуз батырь. Кочуют оба рода: летом с северной стороны Сыр и Куван-дарьи, у Черных песков, по рекам Тургаю и Тоболу, при урочищах Уч-Аят и против Троицка...».
Начиная со Средневековья, территория района была населена казахскими родами аргын, кипчак, жаппас, жагалбайлы, куба, караша и другими.
В 2009 году в музее началась исследовательская работа по теме: «Казахские аулы Денисовского района». Главные цели, которые мы перед собой поставили – это по крупицам собрать информацию об аулах на территории района, восстановить забытую историю и пополнить коллекцию предметов по этнографии казахского народа.
Сотрудники музея посетили старейших жителей с. Денисовка – Кульмухамедову Ж., 97 лет, Бухарбаеву З., Балгужину Г., которые рассказали об интересных фактах из истории района: о колодце Таскудук в окрестностях Чебендовки и связанных с ним легендах, об истории аула Шартакпай, о взаимоотношениях первых немецких переселенцев начала прошлого века и жителей казахских аулов.
Мы узнали, что в 1950-е годы в Денисовке существовала не только казахская школа, но и интернат для детей, привозимых со всей округи для обучения в этой школе. Бабушки поделились фотографиями, рассказывающими о жизни казахских семей в 1930 – 1950-е годы, экспонатами, наиболее интересные из которых – женские украшения середины прошлого века. Фотографии, которыми мы пополнили фонд («Коллектив учителей казахской школы», «Воспитанники казахского интерната»), натолкнули нас на необходимость поиска документов, которые подтверждали бы существование казахских школ в нашем районе. Такие документы мы и нашли в Госархиве Костанайской области, а именно - «Решение Кустанайского исполкома облсовета депутатов трудящихся от 2 января 1956 года об открытии казахских школ» в нашем районе.
В летний период сотрудники музея сделали несколько выездов по району. Мы посетили с. Аксу, с.Свердлова, с. Тавриченка, с. Красноармейка, с. Фрунзенское. В Аксу, одном из старейших аулов нашего района, сотрудники музея встретились со старожилами села, аксакалами, которые рассказали, что Аксу – старинный казахский аул, где в 1930-е годы особо богатых не было, и раскулачиванию подверглась только одна семья Жуминых, потомственных ювелиров и кузнецов. Глава семьи вернулся домой спустя 19 лет, после отбывания ссылки в Лениногорске. В поселке до сих пор есть саманный дом, где жила эта семья. Мы узнали, что в настоящее время потомки Жуминых живут в с. Красноармейское. Посетив их, мы узнали подробнее историю семьи, рода известной в нашем районе фамилии. Результатом выездов стали интереснейшие экспонаты, поступившие в коллекцию предметов казахского быта – старинная кумысобойка, казан, самовар, обувь, а также красивейшие женские украшения – браслеты, амулет, кольцо, застежки на камзол, перстень-печать, подвеска «Когти филина» для девичьего головного убора и др.
До нашего времени дошли названия лишь некоторых аулов: Карпыковка (Красноармейка, 1894 г.) , зимовка Аккармакова (1903). В ауле «Туйе мойнак», который находился между современными Денисовкой и Антоновкой, по воспоминаниям Нурпеисовой А.П., в 1920-1930-е годы проживали Жангерей, Тлеу-кабак, Ахмет Бекмурзин (кипчак), а также семьи Мендыкуловых, Баймурзиных, Тулаковых – Бекбусин, Ункар и Кишкенбай из рода караша.
Алимбай–аул располагался возле п. Гришенка, на другой стороне реки Тобол, возле п. Леонидовка. Зимовка Ирмайкуль (Ирманкуль) - Аятская волость, Валейкин-аул находился возле с. Фрунзе, назван по имени бая Валея, жившего там. Аул № 15 - с. Аксу, Аятский сельский округ, этот аул живет до сих пор, единственный сохранившийся до нашего времени на том же историческом месте.
Аул Макраяк (возле с. Окраинка), Идрис-аул (рядом с Тавриченкой), аул Бабиткино (в 4 км от современного с. Аятское). Аулы Абиштай, Кужур, Махмуд-аул, Котюбок (возле с. Искры), Дерменсай (возле с.Покровское).
Село Никольское (за с. Алчановка, основное население – казахи); аул Тырнакуль (возле Забеловки), аулы возле Шункуркуля (в 5-ти км еще в 1930-е годы там был аул № 1 – бай Истелев до раскулачивания раздал весь скот бедным и успел уехать в Оренбург). По воспоминаниям старожила с. Гришенка Разумного К.С., было еще одно поселение – Галиев-аул недалеко от их села.
Существовал и аул Жарас на месте 4 отделения совхоза «Тобольский» (с. Глебовка).
Как вспоминал с благодарностью Петр Иванович Дубинин, 1916 года рождения, в страшный голод 1920-х годов он, мальчик 6-ти лет, был подпаском у бая Алимбая, который владел табунами лошадей, отарами овец, стадом коров. Именно Алимбай спасал от голода не только своих работников, но и их семьи: кормил у себя, давал с собой мясо, молоко, одежду.
Интересные факты из истории расселения казахских родов поведал один из аксакалов Кишкимбаев Аскар-ата, который рассказывал, что самые первые казахи, поселившиеся здесь, были из рода «куба», а род «караша» прибыл из Кзыл-Ординской области, откуда они раньше перегоняли скот на лето в эти края, впоследствии некоторые из них и остались здесь. Еще в 1930-е годы шла торговля с югом (в Ташкент, Самарканд торговые караваны шли по полгода): возили грузы на верблюдах – от нас везли шерсть, шкуры, а к нам привозили урюк, конфеты, шелк и др. По утверждениям старожилов района, еще в 1940-е годы между поселками Денисовка и Перелески можно было видеть следы от калмыцких курганов и крепостей (последствия набегов джунгар на наши земли в XVII – XVIII веках).