«В связи с организацией новых зерновых совхозов и прибытием людей в район по сравнению с 1953-1954 гг. количество школ всеобуча и в них учащихся увеличилось. В 1953-1954 гг. в районе было всего 69, сейчас - 71, в т.ч. средних школ - 4, семилетних - 17, начальных - 50. Существующая сеть школ уже в текущем году не удовлетворяет потребности района. Требуется дальнейшее расширение сети школ, главным образом, средних и семилетних. Количество учащихся в 1953-1954 гг. было- 4050, а в 1954-1955 учебном году – 4330, т.е. на 280 учащихся больше.
Школы района в текущем году получили большое пополнение: 10 учителей с высшим образованием, 11 учителей из учительского института, 42 учителя из пединститута. Таким образом, в районе из 316 учителей 22 с высшим образованием, 58 учителей окончили учительский институт 236 учителей со средним образованием.
В новом учебном году сданы в эксплуатацию 2 новые семилетние школы (Краснооктябрьская, Чебендовская)».
В Денисовской школе в годы целины работало много талантливых учителей: семья ссыльных ленинградцев Пакконен Исаак Филиппович и Хельма Николаевна, Пермяковы Александр Алексеевич и Вера Александровна, Руденко Ольга Петровна, Дворовая Евдокия Ивановна, Килькинова Александровна Григорьевна, Лысикова Мария Федоровна, Борисик Людмила Александровна, Андрусик Анна Ивановна.
В районе строились новые школы, больницы, например, в 1954 году было открыто 4 сельских участковых больниц. Прибыло в 1954 году на работу а наш район 7 врачей, 10 фельдшеров, но проблем по прежнему оставалось очень много: в школах главной проблемной уже тогда было качество обучения, а в больницах - уровень лечения больных и работа органов здравоохранения.
Что касается работы торговых организаций, то и здесь не всё было гладко. Документы рассказывают: «План товарооборота за 11 месяцев 1954 года выполнен на 125%, продано продовольственных товаров на сумму 44 854 000 тысяч рублей. Всего продано продовольственных товаров на 11 549 тысяч рублей. По системе райпотребсоюза построены в этом году чайная в поселке Денисовка, 4 склада под товары, 3 овощехранилища, 7 пекарен, 2 навеса под хранение товаров. Строится 3 магазина и 3 столовые.
Несмотря на перевыполнение плана товарооборота и некоторое расширение строительства помещений, в работе потребкооперации имеются существенные недостатки. Райпотребсоюз и его торгующие организации на местах не обеспечили товарами первой необходимости, как-то продуктами питания, постельными принадлежностями, тёплой одеждой и обувью прибывших механизаторов и колхозников - переселенцев на поднятие целинных и залежных земель.
По настоящее время с большим перебоями продаются такие товары, как чай, сахар, керосин, стекло ламповое, спички и другие товары повседневного спроса. Совхозы, колхозы, МТС района плохо снабжаются хозяйственными товарами: бричками, санями, сбруей, гвоздями, оконным стеклом. Плохо завозились на места учебники, учебно-письменные принадлежности для школьников...».
В годы целены в нашем районе было открыто ещё 13 новых отделений связи, до этого было всего 16 . Теперь практически каждая центральная усадьба имела своё почтовое отделение.
Начальник районной конторы связи Власюков Иван Калинович, делал всё возможное, чтобы население вовремя получало газеты, письма, посылки. Но в то время многие колхозы и совхозы не имели телефонной связи с райцентром. Здесь были свои трудности, и они постепенно преодолевались.
«Самой крупной строительной организацией района в то время был трест «Денисовстрой», объём капитальных работ которого на 1955 год составлял 36 866 тысяч рублей, СМУ-1 «Тоболстроя» с объёмом капитальных работ в 11 526 тысяч рублей. В 1955 году строители должны были построить 10 новейших совхозов, три переходящих, Красноармейскую МТС, несколько зерноскладов под глубинные пункты заготзерно и кроме того, вести собственное строительство. Трестом «Денисовстрой» управлял Бондаревский, а СМУ-1 – Измайловский. Наряду со строительством новых совхозов и МТС этими двумя организациями в нашем районе велось большое строительство шоссейных дорог, вторых железнодорожных путей, зерноскладов, нефтебазы, проводятся геологоразведоные работы Адаевской и Тобольской геологоразведочными партиями. МДС-20 и МДС-21 строят шоссейную дорогу 63 разъезд-Джаильма, общей протяженностью в 180 км. По состоянию на 20 октября 1955 года производственный план по строительству этой дороги выполнен на 75%.
МДС-18 и МДС-19 строят шоссейную дорогу из Кустаная на Джетыгару через Денисовку. Значительная часть этой дороги пройдёт по территории нашего района.
Мостопоезд № 198 прокладывает вторые железнодорожные пути и строит на 63 разъезде новую железнодорожную станцию....».
На 63 разъезде (ст.Зааятская) в годы целены была построена нефтебаза ёмкостью в 9000 кубических метров. В 1955 году было начато строительство в Камышном, Сахаровке, Караобе, трёх новых крупных пунктов заготзерно.
Всего в нашем районе запланировано дополнительно построить 27 зерноскладов ёмкостью в 3200 тонн каждый. На 20 октября 1955 года построено 12 складов и 8 складов остаётся переходящим строительством. Было запланировано также начать строительство элеватора на 63 разъезде.
В 1955 году Орджоникидзевский район был разукрупнен по причине слишком огромных территорий (расстояние между северной и южной сторонами равно примерно 250 - 300 км.) Территория района была очень разбросана и вытянута в широтном направлении. Население района до разукрупнения составляло около 35 тысяч человек. Из нашего района был выделен в самостоятельный Камышнинский район общей площадью 1040,7 тыс. га с населением 14941 человек. Орджоникидзевский район после разукрупнения имеет площадь 647,7 тыс.га, население 19366 человек, пахотно - пригодной земли 375,3 тыс.га.. Посевные площади в 1955 году составляли 327,7 тыс. га., а в 1956 году 321,6 тыс. га.
Итак, каковы же итоги целины? В степи выросли новые совхозы, новые люди приехали с разных уголков СССР, выросло количество полей, пастбищ, росло поголовье скота. Вместе с тем, как считают современные исследователи, целина породила множество проблем, одна из главнейших - это эрозия почв в связи с распашкой огромного количества земель, что принесло и приносит в условиях постоянных ветров большой урон плодородию земли.
Но тогда, в 1950-е годы, об этом никто не задумывался. В отчетном докладе первого секретаря райкома партии В.Р Петракова на 13-й районной партийной конференции говорится : «...посевные площади по сравнению с 1954 годом в районе увеличились почти в 3 раза, в том числе по совхозам на 146895 гектаров и по колхозам на 83771 гектар. Всего было посеяно 358939 гектаров яровых, в том числе ценнейшей продовольственной культуры- пшеницы- 269468 гектаров, или на 190470 гектаров больше, чем в прошлом году».
К концу 1950-х годов Орджоникидзевский район стал довольно-таки сильным в экономическом отношении хозяйством. Естественно, трудности и проблемы были, но сам факт, что люди трудились самоотверженно, не покладая рук, строили новые шоссейные дороги, железные дороги, строили дома, фермы, детсады, клубы - говорит о том, что район развивался, и развивался очень быстро.
В районе к концу 1950-х годов, после разукрупнения, осталось 10 совхозов и 12 колхозов, 2 МТС - Тельманская, расположенная в райцентре Денисовка и Красноармейская.
В районе было 5 больниц, 50 школ (3 средних, 10 НСШ и 37 НШ), 2 интерната, 1 детсад.
«....Район экономически насыщен и территориально компактен. Экономика района тяготеет к 63 разъезду железнодорожной линии Карталы - Акмолинск Южно-Уральская железная дорога. Однако в скором времени, в связи со строительством крупного асбестового предприятия в городе Джетыгаре, намечено строительство железнодорожной линии Джетыгара - станции Тобол, которая пройдёт через райцентр Денисовку.
В результате райцентр будет иметь свою железнодорожную станцию и его удачное расположение в центре территории района обеспечит экономическое тяготение к нему большинства хозяйств района»- говорит документ, составленный при разукрупнении Орджоникидзевского района.