В середине 1930-х годов начались репрессии, которые не щадили ни детей, ни стариков. Массовые расстрелы, суды, ссылки, лагеря - это явление 30-х годов. Все это не обошло и наш район. До конца понять и осознать это невозможно: доносы, которые зачастую становились единственным «доказательством» вины, ночные обыски, аресты, после которых «воронки» увозили не только «врага народа», но и его семью, включая маленьких детей.
Много народов было эвакуировано и просто выселено в наш район в годы войны. Они были
поставлены в ещё более тяжёлые условия, чем все остальные. Это, прежде всего, немцы с Поволжья и Кавказа, чеченцы, ингуши. За время войны у нас побывали и евреи, поляки. Все они до дна испили горькую чашу вынужденного переселения и гибель родных.
В конце 1930-х - начале 1940-х годов в наш район были депортированы корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие народы. Первое время всех подселяли к местным по решению райкома партии, без учета количества живущих в доме или землянке, и без учета метража жилплощади. Но ссор, распрей никогда не было, как вспоминают старики «спали тесно, жили дружно».
Из всех народов побаивались только немцев, наслушавшись пропаганды, ожидали увидеть людей с копытами и рогами, а когда денисовцы увидели больных, голодных, раздетых стариков, женщин и детей, то прониклись к ним сочувствием и состраданием, делились одеждой и едой, лечили немощных.
Материалы, хранящиеся в фондах музея свидетельствуют о том, что все немцы с благодарностью вспоминают о том, как в тяжелое для них время казахский народ помогал им выживать, как делились последним куском хлеба, лечили стариков и детей, давали приют, теплую одежду. Казахи не делили народ на своих и чужих, а сообща боролись со смертью. Жили очень трудно, умирали дети, старики. Голод каждый день преследовал по пятам, заставляя думать о маленьком кусочке черного хлеба.
Все немцы находились под надзором спецкомендатуры, без письменного разрешения которой никто не имел права покинуть пределы села. За нарушение – суд и отправка в трудовую армию. Как вспоминает Зальцман Ида Михайловна, ей дали 4 года за то, что отлучилась на несколько часов в соседнее село, навестить больную сестру.
Очень тяжело пришлось мужчинам немцам, прошедшим через трудовые лагеря, многих из них забрали уже с фронта, с позором отправив в трудовую армию.
Чеченская и ингушская диаспоры также появились в нашем районе во время Великой Отечественной войны. Фотодокументы музея рассказывают о трагедии этого народа: большая семья Местоева Азматхатжи, выселенная из с. Бейни Метцаховского района (Ингушетия) в 1944 году в п. Бессарабка Орджоникидзевского района, в первые месяцы депортации похоронила 10 человек - детей, женщин и стариков.
Наш музей располагает очень интересной фотографией 1948 года, где снят 2-й класс Аятской начальной школы: ученики и учителя. Характерно то, что учились в этом классе дети разного возраста, национальный состав которых включал и коренных жителей (казахи, украинцы, русские), и депортированных (немцы, чеченцы, ингуши).
В эти труднейшие годы Казахстан становится многонациональным, в республике складывается уникальный конгломерат народов и культур. Благодаря толерантности казахского народа, принявшего сотни тысяч обездоленных людей, казахстанский народ сформировался, окреп и уверенно смотрит в будущее нашей общей великой Родины.